К содержанию

Живём на Земле, работаем в Небе

horizontal rule

 

 

На земле много различных профессий. Все они по-своему хороши. Как правило, человек гордится своим делом. Ремесло моих товарищей и моё связано с небом. Небо – наша любовь, наша жизнь. Для нас профессия лётчика – самая лучшая в мире.

Человек с древних времён мечтал и предполагал о возможности передвигаться по небу, подобно птицам. Настало время и мечта, будоражившая людей много столетий, свершилась. Было это 17 декабря 1903 года во Франции. Братья О. Райт и У. Райт на аппарате с двигателем поднялись в воздух.

 Человек покорил небо.

Шло время, летательные аппараты совершенствовались, и стали называться самолётами. Первые полёты на этих самолётах были, можно сказать, спортивными. Затем, они быстро находят применение в военном деле. После окончания первой мировой войны, самолёты уже стали активно применяться в транспортных целях, для перевозки людей и грузов, в том числе и в России.

17 января 1921 года в нашей стране был издан декрет Совета Народных Комиссаров «О воздушных перевозках». Это были правила передвижения в воздушном пространстве и территориальных водах РСФСР. Была открыта первая воздушная линия Москва – Нижний Новгород.

100 лет назад, а именно 9 февраля 1923 года Советом Труда и Обороны было принято постановление об организации Совета по Гражданской авиации. Этот день отмечается как ДЕНЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.

Официально, появилась профессия–лётчик Гражданской авиации (ГА).

Гражданская авиация является важной составной частью транспортной системы нашей огромной страны. В ГА трудятся специалисты разных профессий на земле и в воздухе. Ведущую роль занимают лётчики – люди особой, важной небесной профессии.

Что это за профессия, какие люди трудятся там, об этом и пойдёт рассказ.

Лётчиком определённо нужно родиться, так как, нужны особые врожденные качества для этой профессии. И, такие ребята во всех уголках нашей страны есть. С мечтой о небе, физически крепкие, пройдя особую медицинскую комиссию, становятся курсантами лётных училищ. Они поступают в училище, порой наперекор родителям, которые считают эту профессию опасной. Но, юный мечтатель твердо заявляет о своём намерении стать лётчиком. – Вы спокойно работайте на своей фабрике, заводе, а я хочу работать в небе, и поступает в лётное училище.

В лётном училище за годы обучения пилот-инструктор учит курсанта не только лётному мастерству, но также выявляет особенности его психики, как будущего лётчика. Как он будет действовать в нестандартной ситуации. Одни действуют чётко и верно, другие проявляют растерянность, замедление, порой принимают неправильное решение. Последних меньшинство. Поэтому, очень важно в выпускной аттестации указывать на эти черты у такого меньшинства. Ибо, в дальнейшем они будут командирами и в лётной деятельности всё это проявится. Если к несчастью, на его долю выпадет нестандартная, опасная ситуация, исход будет печальный. А за их спинами сотни человеческих жизней. В практике это случалось. О таких, происшествиях по вине человека за штурвалом, мы узнаём по радио и в прессе. Что досадно, особенности психики таких редких лётчиков проявляются только в небе. В особо опасный момент для их жизни, они действуют с опозданием и неправильно.

В моей лётной практике на самолёте Ту-154 было таких два случая. Один, с молодым командиром, другой с опытным штурманом.

Двадцать восемь лет мне довелось летать в Центральном Управлении Международных Воздушных Сообщений (ЦУМВС) на самолётах Ил-18 и Ту-154. Шли годы, мои ученики Бугурусланского лётного училища, где я работал десять лет пилотом- инструктором, волею судьбы оказались в Шереметьево. И уже в кабине Ту-154 я проверял их умение управлять этим лайнером. Это были А. Пастухов, В. Благинин и В. Стародубцев, они стали первоклассными командирами и руководителями авиаподразделений. Мои выводы в выпускной аттестации, что они будут перспективными командирами воздушных судов, подтвердились.

 

Моему поколению – молодых лётчиков, пришедших в ЦУМВС, в Шереметьево в начале семидесятых годов, было с кого брать пример. Нами руководили и учили лётному мастерству опытные наставники. Это были элитные лётчики, сильные духом, знающие жизнь, мудрые и человечные. Они были пионеры освоения реактивной техники. Они же первыми освоили воздушные трассы на Африканский континент и в Юго-Восточную Азию.

Не только лётному мастерству учили они нас, они так же готовили себе смену. Особо хочется отметить таких людей, как В. Иванушкин, Г. Приходченко, П. Картерьев, А. Сназин, И. Карпук, Е.Казаков, П. Хмельницкий, В. Передреев, А. Дубенко, А. Пятин, К. Овсянников и другие.

Штурманы Н. Федеряев и Л. Успенский учили тонкостям самолётовождения в разных частях света.

На особенности эксплуатации самолёта и двигателей в жарких странах, обращали внимание старшие инженеры Д. Левин, С. Осипов, М. Трухин.

 

Лётный отряд самолётов Ил-18, а с 1973 года Ту-154 ЦУМВС летал в десятки стран, можно сказать, по всему миру. Мы выполняли полёты на самые сложные аэродромы планеты. Такие как: Аддис-Абеба, Сана, Шпицберген, Кабул, Катманду.

Летали на большие и малые острова Карибского бассейна, когда по просьбе Правительства Кубы в 1979 году оказывали им помощь в авиационных перевозках. От экипажей требовалась высочайшая подготовка, умение действовать в неожиданном усложнении метеоусловий, ограниченными размерами полос, отсутствием посадочных систем.

Рискованные полёты были в горячие точки, где шли военные действия. Это: Вьетнам, Афганистан, Ливан, Ангола. За качественное выполнение этих полётов мне и моим товарищам присвоено звание «Ветерана боевых действий». Эти полёты выполнялись без происшествий благодаря высокой выучки экипажей и под контролем опытных командиров-инструкторов таких как : В.Сорвин, Н.Рыков, В.Хатунцев, В.Сердобин, А.Савкин, В.Полосухин и других первоклассных лётчиков.

Особенно хочется отметить особое отношение, к подготовке предстоящего полёта, обучению молодых пилотов – будущих командиров корабля, Владимира Ивановича Полосухина.

Он обладал высокой профессиональной культурой, тактом и душевной чистотой. Был настоящий лётный педагог – психолог, учил лётному мастерству молодых пилотов. За период работы только на Ту-154 он ввёл в строй более двадцати командиров, провёз по международным трассам на сложные аэродромы не менее ста экипажей. Его ученики всегда достойно выполняли и выполняют полётные задания.

С будущими командирами он много занимался, учил их не только в небе, но и на земле. В авиации это называется «наземная подготовка». Обращаясь к ним, говорил: - Вы уже полетали на внутренних линиях страны и за рубеж в качестве вторых пилотов, теперь вам предстоит освоить программу ввода в строй. Она займёт всего сто лётных часов, и вы будете утверждены командиром воздушного судна. А это налагает на вас огромную ответственность, в первую очередь перед пассажирами доверившим вам свои жизни, за экипаж, да и за самолёт. Помните, что сказал в своё время Антуан де Сент – Экзюпери: «… в конце концов, вся ответственность ложится на пилота», а именно на вас.

Наша работа особая и заключается она в следующем: лётчик живёт на земле, а работает в небе. Там нет цехов, кабинетов и других постоянных мест. Наш цех – огромное бесконечное небо над всей планетой. Это небо родное, тихое и спокойное. Порой грозное, с грозами и шквалами, воздушными потоками со скоростью сто и более километров и другими непредсказуемыми явлениями. Оно таит множество опасностей. Там не остановишься, в случае отказа техники и нет там технической помощи, где тебе помогут. Всё держится на экипаже, в первую очередь на командире воздушного судна. Уходя в небо, всегда думать, что тебе необходимо вернуться на землю. Любой полёт, это всегда что-то новое, неповторимое и неожиданное. Отказ двигателя, какой либо системы, разгерметизация, может вызвать временную растерянность, страх, как у любого человека. Однако этот страх временный, несвойственный нам лётчикам.

Перед полётами на тренажёре вы заранее готовитесь, продумываете действия при отказе двигателя, какой либо иной системы, пожаре, как правило, вы справляетесь, если ошиблись, вам инструктор тренажера снова повторяет тот или иной отказ пока вы чётко сделаете всё правильно. В рейсовом полёте повтора не будет, там необходимо действовать без промедления, правильно и чётко. Поэтому нам лётчикам, перед вылетом нужно быть готовым к действиям в любой ситуации на взлёте, полёте, посадке. Необходимо проигрывать мысленно наши действия на любом этапе полёта в случае нестандартной ситуации. Сама наша работа в небе вырабатывает бесстрашие и мы должны действовать чётко и правильно, выходить победителем из любой неожиданности.

Мы обязаны работать по законам неба. А они требуют от нас знания, понимания и умения. Он так же обращал внимание на то, что на самолёте много автоматики. Но она не всегда может заменить лётчика. Мы лётчики, в случае её отказа, должны спокойно выполнить её функции.

Только с опытом вырабатывается алгоритм действий в сложной нештатной ситуации. Происходит то, что иногда в полёте твою мысль, как сделать, опережают ваши действия и полёт завершается безопасно. Всё это придёт к вам со временем, говорил он им. Вы будете начинать полёты в простых метеоусловиях, накапливать опыт, затем полетите на сложные аэродромы, будете допущены летать в сложных погодных условиях.

Ещё нам лётчикам необходимо знать пределы возможности самолёта и не выходить за них, особенно на высотах 11 – 12 километров, где скорость близка к звуковой. Помните Донецк, Карши, где самолёт Ту-154 свалился в штопор из – за ошибок допущенных экипажем. Знайте, самолёт, словно живой организм и ведёт себя по - разному, при предельных центровках, полётном весе и различных метеоусловиях особенно на посадке. Никогда, никто не знает когда и что случится в небе с вашим самолётом.

Так же обращал внимание на то, что необходимо осмысливать слова, действия любого члена экипажа ибо возможны ошибки. К примеру, вместо уборки шасси пилот пытается убрать закрылки. В практике такие попытки были. Знать ошибки лётчиков, допущенные на самолёте Ту-154 и других типах, чтобы их самим не повторить. Помните, к сожалению, большинство катастроф случилось по вине лётного состава.

При подготовке к полёту Владимир Иванович требовал тщательно изучать особенности аэродрома, куда летишь. Особенно в европейских аэропортах, они сложные по причине борьбы с шумами. Анализировать тщательно метеоусловия на аэродроме назначения и запасном. Короче говоря, сам тщательно готовился и требовал от экипажа с которым летел так, словно летит туда в первый раз.

Будущие командиры впитывали всё это и в своей практике в дальнейшем не допускали нарушений. Многие из них назначались инструкторами и уже сами передавали свой опыт следующему поколению лётчиков.

Владимир Иванович был не только первоклассным лётчиком, но и человеком. Он всегда мог оказать помощь не только, словом, но и делом. Его ученики с гордостью говорили: Нас учил Полосухин, что он:

 

Пилот от Бога, от Рождения,

Мастерства ему не занимать.

В любую точку континента

Его всегда могли послать.

 Будучи на пенсии он не терял связи со своими товарищами и учениками. Коварная болезнь COVID – 19 оборвала его жизнь. Он навсегда ушел в небо.

  --------------------

Среди нас – молодых командиров воздушных судов, росли, приобретали командные навыки и будущие руководители эскадрилий, лётных отрядов и других командных должностей.

Один из них – выпускник военного лётного училища Юрий Яковлевич Гудилин. Он, как автор этих строк, был жертвой Хрущёвского сокращения армии в 1960 году. Ему как и многим лётчикам того времени пришлось много пережить. Работал слесарем на заводе. Затем сумел устроиться вторым пилотом в Костроме на самолёт Ан-2. Шесть лет полётов на этом самолёте совмещал с учёбой в Авиационном институте. Затем работал в Быково, летал уже на Ан-24. Во Внуково освоил Ту-134 и Ту-154.

Организаторские способности, лётный талант Гудилина полностью раскрылись в Шереметьево, куда он перешел работать в 1981 году. Здесь его, как опытного, зрелого командира воздушного судна, назначили пилотом – инструктором, затем командиром эскадрильи.

Имея образцовую лётную подготовку, сам освоил полёты по второй категории ИКАО и подготовил летать в этих условиях более пятидесяти командиров Ту-154.

Полёты по этой категории относятся к наиболее сложным, выполнять такие полёты могут только высококлассные, дисциплинированные экипажи. Такие экипажи могут летать, можно сказать в любых метеоусловиях. Это условия когда возможен взлёт при видимости 200 метров, на посадке высота облачности 30м, а видимость 350м.

Пройдя все командные ступени, Юрий Яковлевич был назначен командиром лётного отряда, в котором было пять эскадрилий самолётов Ту-154. Он был подлинным образцом, руководителем, спокойный, выдержанный, обладал достаточным объемом знаний. Техника пилотирования была такой, что лётчики отряда считали, честью учится у него.

Он, как командир всегда находил доходчивые слова при разборе ошибок с лётным составом, не вызывая раздражения у подчинённых. Беседуя с молодыми специалистами, прибывшими в лётный отряд, пилотами, штурманами, инженерами отмечал: - Мы летаем по всему миру, а это требует от нас особой подготовки и образа жизни. Работа наша начинается дома. Уходить на работу в небо нужно с ясной головой. Дома нас провожают и ждут возвращения. Знают, когда и куда улетел, день вашего возвращения. Отмечал, у нас авиаторов, как правило, крепкие семьи. Это так же один из факторов безопасности и надёжности полётов. В кабине нашего лайнера мы гаранты жизни пассажиров, которую они доверяют нам.

При таком руководителе работа была организована чётко и грамотно. Лётный отряд выполнял задания без предпосылок к лётным происшествиям. И нашему руководителю было по праву присвоено звание Заслуженный пилот Российской Федерации.

  

 Так вот - что же за люди, эти лётчики.

Люди этой небесной профессии смелые, отважные, простодушные, гордые, самоотверженные и добрые. Они награждены природой здоровьем, особым чувством. Умеют находить правильные решения в нестандартной ситуации.

В ЦУМВС, в лётном отряде самолётов Ту-154 случались отказы двигателей, пожары на взлёте и в воздухе. Было нападение на экипаж в небе Африки. Во всех случаях экипажи находили правильные решения, полёт завершался благополучно. В схватке с наподающим экипаж вышел победителем.

Труд лётчика - это тяжёлая работа. Летать надо уметь, а для этого требуется постоянная тренировка на земле и в воздухе. Иметь способности своевременно и верно реагировать на любой отказ техники.

У лётчика постоянная учёба, зачёты, экзамены. Самое главное качество лётчика это профессионализм, а он даётся упорным трудом, требует постоянно совершенствовать технику пилотирования.

Лётчик сильный духом. По характеру спокоен. В полёте если смотреть со стороны, то, кажется, сидят пилоты отдыхают, автопилот управляет машиной. Но это не так. Командир и члены экипажа постоянно контролируют и следят за показанием приборов, а их в кабине Ту-154 более сорока. Они так же постоянно слушают радиосвязь между самолётами и диспетчером. Оценивают ситуацию по маршруту, судят о самолётах, летящих на встречу, пересекающих их трассу и высоту. Движение в воздухе интенсивное, особенно в Европе. Диспетчер может допустить ошибку, что не исключает столкновение воздушных судов. Такое случалось.

Лётчики ЦУМВС летали и летают в разные страны и континенты. Это позволило нам увидеть мир, людей, их страсти и обычаи, особенности культуры, характер и темперамент.

Нам приходилось летать над огромными водными просторами морей и океанов. Это полёты на острова: Сейшельские, Маврикий, Мадагаскар, Канарские, экзотические острова Гвинейского залива, утопающие в бамбуковых зарослях, таких как Малабо, Сан – томе. Частые полёты были на Кипр, Мальту, Крит. К сожалению, по известным причинам сегодня такие полёты ограничены или совсем не выполняются.

У лётчиков чуткая добрая душа, мы прекрасно находили контакты, общий язык с торговцами в Индии и Арабских странах. В Африке, а именно в Танзании, общались с воинствующими Массаями, эти люди не с каждым туристом идут на контакты.

Поражали нас добродушные малагасийцы на острове Мадагаскар. Бывали у подножья горы Эверест в Непале. Там побывали в древних храмах индуистских и буддийских. Видели, что обычаи, обряды обеих религий как бы схожи. Поэтому эти храмы этих религий стоят рядом.

И везде, в лице русских лётчиков, люди разных стран, религий видели добрые души и уважительно относились к нам.

Лётчик всегда общителен с теми, кто его окружает. Лётчик ГА аккуратен, подтянут, командир, как правило, уже с сединой. В иностранных аэропортах пассажиры относились к нам с уважением. Порой можно было услышать в Каире, да и в других аэропортах: - Это русские лётчики, какие они стройные, в красивой форме, рядом русские красавицы – стюардессы. Они идут на вылет, - продолжали они, - вероятно, полетят в Кению, значит, мы полетим с ними, на самолёте Аэрофлота.

Во всех аэропортах Европы и других местах иностранцы охотно летали на наших самолётах в Россию и по всему миру.

Лётчик не только любит сваю профессию, он так же любит свой самолёт. Перед вылетом обойдёт вокруг его, осмотрит и мысленно попросит: - Мой дорогой друг не подведи, убереги от опасности. После полёта снова обойдёт, потрогает колёса, не перегрелись ли после посадки и торможения, подойдёт к передней стойке шасси и поблагодарит его словно живого. И вообще это наша работа.

Работа в небесах для нас привычна,

Ты за штурвалом самолёта – вовсе не герой.

Есть сложности, но всё же, романтично

Работать в небе,

Жить на земле в стране родной!

 

С работы, вернее с неба мы возвращаемся в свой дом на землю. А она такая прекрасная особенно у нас в России. Мы летали по всему миру и видели уникальные и красивейшие места и природные явления, но такого разнообразия, природной красоты, как в нашей стране, нигде нет.

Это огромные лесные массивы, хлебные пашни, луга и поля, большие и малые реки, озёра и моря. У нас и небо другое, Большая Медведица и Полярная звезда, которые всегда видны. Есть у нас горы и действующие вулканы.

Живёт у нас в стране многонациональный народ. Наши экипажи были укомплектованы из лучших лётчиков из всех союзных республик и больших городов страны. Мы были разных национальностей, но во всех уголках мира нас называли русскими.

В какой бы стране мы не находились всегда с тоской думали о родной земле и с радостью возвращались домой на Родину. Как сказал в своё время А.П. Чехов: 

«Даже цветы на Родине

Пахнут по – иному…»

 

  --------------------

 

Как правило, лётчик ведёт здоровый образ жизни. Причина тому: желание продлить лётную работу, хотя пенсия зарабатывается в 40 - 45 лет.

Работа в небе связана с многочисленными факторами, влияющими на здоровье. Это солнечная радиация, перепады давления, малая влажность воздуха на борту, шум, вибрация, смена климата. Так же нет режима работы, день и ночь всё перепутано. Летим и пересекаем параллели и меридианы. Строгий подход к своему здоровью позволил многим из нас летать до 60 лет и более.

 

Профессия лётчика как бы семейная. В семье всё пропитано авиацией. Жена зачастую работает в аэропорту, дети идут по стопам отца. Поступают в лётное училище или авиационное учебное заведение. В полёт дома провожают отца, переживают, с нетерпением ждут его возвращения домой в тот же день, порой через неделю бывает и дольше.

После длительного отсутствия возвращение лётчика – это праздник в доме. Отец обязательно привезёт подарки детям и жене. Расскажет о стране, куда летал.

 

Дом там, где ждут тебя и верят.

Там, где добро, любовь, семья.

Очаг, что душу нам согреет

И даст тепло на многие года.

 

Дом там, где есть тебя частица

Уют, сбываются мечты.

Твоя защита и надежда.

Дом там, где будешь счастлив ты.

 

Вот такие мы лётчики Гражданской авиации!

 

  --------------------

 

Самое тяжелое для лётчика - это разлука с небом, со штурвалом самолёта. Он тяжело переживает и трудно адаптируется к земной жизни. На пенсии ему так же трудно перестроится на спокойную, беспечную жизнь. Тоска по небу, по друзьям – товарищам авиаторам, с которыми уже редко встречается. Общение с людьми другой профессии затруднено, не находится общий язык. Он с тоской в душе провожает самолёты, видя их инверсионный след в высоте. Как, в своё время, отметила моя жена – Валентина Васильевна, проработавшая много лет медработником в авиации:

С высотой ты был повенчан,

С высотою обручён.

Предсказанье – быть в полёте,

Ты для этого рождён.

Написать рассказ о небе

Так легко тебе порой!

Пережил там очень много,

Там работа, дом второй.

А в рассказах очень мудро

Пишешь ты про высоту,

Про любовь твою высокую,

И про давнюю мечту.

И сейчас живёшь в полёте,

Увлекаешь за собой –

В голубые дали неба,

В ту бескрайность и покой!

 

  --------------------

  

Я по – настоящему благодарен моим первым лётным командирам Бугурусланского лётного училища ГА. Там я прошел настоящую лётно - методическую школу, как учить, чему учить, как действовать в усложнённых условиях будущим лётчикам. Это были настоящие преданные своему делу лётчики – педагоги, блестящие командиры, такие как:

С.В.Флоринский, А.В.Быценко, М.В.Филипычев, И.А.Сазонов, В.Я.Рузов, А.К.Шиперов, В.Ф.Самаркин, В.С.Шкурко, В.И.Мезенцов, Ю.Ф.Ваничкин, П.Е.Образцов и другие.

Знания, опыт приобретённые за годы службы в училище, обеспечили мне успешное освоение самолётов Ил-18 и Ту-154 и работу на этих самолётах в качестве пилота, командира корабля и командира эскадрильи.

Школу жизни и профессионального мастерства я приобрел, работая в ЦУМВС, в лётном отряде самолётов Ту-154 под руководством опытных командиров, упомянутых в начале рассказа. Тогда было время профессионалов, господствовала аура товарищества, культ авиационного профессионального долга.

Они передали нам штурвалы и небо из рук в руки. Мы подражали им и старались с честью выполнять их наказ. В свою очередь моё поколение лётчиков, желает труженикам неба, всегда счастливого возвращения на землю.

 

 

 

2023г Хайко Л.Д.

Haikold.ru

HaikoLD@Yandex.ru

К содержанию