К содержанию

Лётная деятельность измеряется часамии на земле

horizontal rule

 

Время ткань, из которой

состоит жизнь

Б.Франклин.

                                                                                  

 

Самое ценное в нашей жизни, это время. Быстро своим чередом течёт оно. Порой мы торопим его, не осознавая при этом, что время это и есть наша жизнь. А она не такая уж и долгая. Только с годами, мы начинаем всё больше ценить каждую прожитую минуту.

В жизни мы допускаем ошибки, принимаем неверные решения, многое теряем, затем пытаемся что-то исправить. Даже время, затраченное на чтение этих строк, уважаемый читатель, уходит безвозвратно.

К сожалению, человек не властен над временем. С высоты прожитых лет даём себе оценку, своим делам и поступкам. Порой растрачиваем время попусту, считая, что его много впереди. А годы бегут, мы не считаем их, уверены в том, что душа наша всё так же молода.

Нам неизвестно, что ждёт нас в завтрашнем дне. Об этом поведал ещё древний поэт Омар Хайям, сказав что «День завтрашний от нас густой мглой закрыт». Каждый новый день это очередной шаг в небо. Сколько остаётся этих шагов, у каждого из нас, нам не неведомо. Когда туда унесётся наша бессмертная, нетленная душа? Как отмечал Ф. Тютчев: «Стоим мы слепо перед судьбой, не нам сорвать с неё покров».

К любому из нас приходят воспоминания, мы невольно возвращаемся в прошлое. Сожалеем о том, что порой совершали бессмысленные дела и поступки, затратили много времени впустую, кого-то обидели, не помогли и так далее. Начинаем переживать за всё плохое. Теряем из-за этого внутреннюю энергию.

Не зря у всех народов, людей разных вероисповеданий, есть такой ритуал, как покаяние. Далёкие от таких мыслей, много лет назад, работая в Кубинской авиакомпании «Кубана» мы – лётчики знакомились с городом Гавана, где довелось нам побывать в старинном костёле. В тишине зала украшенного мозаикой и витражами увидели следующую картину: У стены - небольшая кабина. На коленях, наклонив голову за ширму, находилась, как мы позже увидели, молодая женщина. На вопрос, к сопровождающему нас работнику нашего посольства, что это было? Он пояснил нам: - Эта молодая женщина каялась в грехах перед священником в кабине. После исповеди она сняла с себя печаль воспоминаний, и с лёгкой душой будет жить дальше. Видите, какая блаженная улыбка на её лице, пояснил он нам.

Выходит и нам, чтобы не омрачать наши души, нужно чаще вспоминать яркие страницы нашей жизни. Дорога в жизни непростая, порой опасная. Стараться не ошибаться ни, словом ни делом, иначе можно получить много неприятностей. После чего мы начинаем винить людей и судьбу, испытывать от этого горечь в душе. Просто необходимо дорожить тем, что имеем, и радоваться каждому дню. Жизнь коротка, душевное спокойствие бесценно.

На вершинах жизненного пути стараемся быть добрее, сочувствовать и помогать тем, кто нуждается в поддержке. Имея большой опыт полётов делиться им с молодыми авиаторами. Так же, как в своё время, учили и помогали нам лётчикам – 70 – 2000 годов проложить воздушные линии на Ту-154 в Центральную Африку, даже в самые маленькие страны, а так же на острова Сейшелы и Мадагаскар, Маврикий, Цейлон и Канары.

Летали туда, где всё другое, особый воздух, природа и люди, океанские берега с нескончаемыми пляжами и совсем другое звёздное небо. Там, в Экваториальной Африке, ещё есть уголки, где у людей особый образ жизни, культура, обычаи и вера остались на уровне многовековой давности.

Однако, несмотря на наши годы, опыт, порой мы подвергаемся воздействию негативной информации в СМИ. Не осознавая, деградируем, наполняем наши души злом, вытесняя добро.

Поэтому необходимо дистанцироваться от всего негатива. Радоваться за успехи детей и внуков. За тех, кто заменил нас за штурвалом кораблей, их успешные полёты, их умение действовать в нештатных ситуациях.

У нас сейчас есть время осмысливать классическую литературу, посещать театры и слушать хорошую музыку. Музыка обогащает нашу кровь, проникает во все глубины нашей души, снимает напряжение. Это так похоже, на то, что мы испытывали в небе. Да и вообще полёт это и есть особая небесная музыка.

Полёты бывают разные, простые и сложные. В спокойном и ласковом небе и среди грозных грозовых облаков. Самый  ответственный этап полёта это заход на посадку и посадка они отличаются и неповторимы.

Визуальный заход на посадку на высокогорном аэродроме Аддис-Абеба происходит на малой высоте, выход на посадочный курс на высоте 150 метров, с креном до 30 градусов. Главным прибором в этом заходе служат глаза, точные действия рулями и умение командира, в сочетании с прекрасными аэродинамическими качествами самолёта Ту-154, позволяют безопасно приземлиться.

Совсем простые заходы на посадку на Европейских аэродромах. Диспетчер выводит по локатору самолёт на посадочный курс, далее заход по точной посадочной системе.

Напряжённый, не допускающий малейших отклонений при заходе на посадку по горному ущелью на острове Шпицберген. Экипаж работает как высокоточный механизм. Ошибки недопустимы, иначе время, для всех кто на борту, остановиться.

Спокойный, романтичный заход на посадку на аэродроме Энтеббе в Уганде. Там приземляешься в Северном полушарии, на пробеге самолёт пересекает Экватор и  освобождает полосу уже в Южном, недалеко от берегов озера Виктория. С этим событием экипаж поздравляет пассажиров,  от имени командира, каждому из них вручает Грамоту о пересечении Экватора.

При таких разных заходах и посадках мы испытываем особые эмоции и чувства.

Время, особенно близко  воспринимается нами - авиаторами. Часы нашей работы в небе фиксируются в особом документе – Лётной книжке. Каждый полёт с точностью до минуты отмечается в Полётном задании и ежемесячно переносится в лётную книжку. От налёта часов в месяц зависит заработная плата пилота.

Лётная книжка это биография пилота, его профессиональной деятельности. В ней отражено место прохождения лётной службы и должность. Сведения о полётах по типам самолёта и годам. Проверки техники пилотирования и самолётовождения. Ежегодные проверки теоретических знаний. Допуск к полётам в различных метеоусловиях, к полётам на горные и сложные аэродромы и другие сведения.

Лётная книжка служит основанием для начисления льготной пенсии в зависимости от налёта часов. К примеру, командир корабля – инструктор, при определённом налёте часов, год полётов засчитывается за три года.

Мой товарищ по работе в международном отряде, Заслуженный пилот Росси, командир корабля – инструктор Владимир Сорвин, пролетал сорок четыре года, проработал в небе двадцать пять тысяч часов.  Выслуга  у него составила сто пятнадцать лет. Другой командир-инструктор, Николай Рыков летал до 65 лет, проработал в небе 46 лет, выслуг составила 130 лет. Несколько меньше налёт и выслуга лет и у других моих ровесников.

У самолёта так же своя жизнь, своё время службы. Каждая минута, час его нахождения в воздухе, учитывается. По  часам налёта Воздушного судна в воздухе, определяется время  его технического обслуживания, ремонт и срок его эксплуатации. Современные самолёты летают по 50 и более лет.

При незначительных, не влияющих на безопасность полёта, отказах, перебоях в работе техники, у пилота вырабатывается алгоритм действий в аварийной ситуации. Имея определённый опыт, лётчик уже действует осознанно. Его сознание подготовлено к любой нештатной ситуации. Время в такой момент как бы растягивается,  ход его в сознании пилота замедляется. Он принимает правильные решения и последовательно действует. Приходит осмысление, как пилотировать самолёт в необычной обстановке. Полёт, даже в крайне критической  ситуации, завершается благополучно.

Как учили нас опытные наставники – пионеры освоения реактивных самолётов: «Не давай воли рукам».

Нам – ветеранам непонятно, почему произошла трагедия в Москве в мае 2019 года на самолёте Super Jet. Самолёт невредим, двигатели работают, шасси выпущены и трагедия  на полосе. Сбой в работе электроники не причина тяжёлой беды.

Вывод один: Беда командира в том, что он рано оказался на командирском  кресле. А вина тех, кто допустил его на это место.

Не каждый пилот может занимать кресло командира на воздушном лайнере. Для этого необходимо иметь достаточный опыт полётов, во вторых психологически быть готовым, к этой должности. Способным принять единственно правильное решение в аварийной ситуации.

В наше время, полётов на Ту-154, не каждого второго пилота, даже тех, кто ранее летал командиром на Ил-18 и других самолётах допускали на командирское кресло. Они проходили ввод в строй, однако при проверке их не утверждали командирами.

Самолёт более сложный, скоростной, автоматизированный и они уже не соответствовали требованиям быть командиром на Ту-154. На этом самолёте  нужно было быстро и чётко принимать решения, да и психологически не все были готовы  руководить экипажем.

Однако эти пилоты успешно продолжали летать вторыми до пенсии. При их опыте, были надёжными помощниками командира.

Каждый пилот должен помнить, если ты работаешь в небе, то полёты это главное для тебя. Это огромная ответственность. Нужно быть убеждённым, что ты сможешь быть гарантом для тех, кто доверяет тебе БЕСЦЕННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ, прежде чем занять командирское кресло.

Ещё нужно любить эту  особую небесную синеву, уважать законы неба, быть с ним на ВЫ. Тогда небо полюбит тебя, и твой небесный корабль всегда будет счастливо встречен Землёй.

В первую очередь счастливый исход полёта зависит от Командира воздушного судна, от его ответственного подхода к каждому полёту и его мастерства.

К сожалению сегодня многие считают, что лётное дело любому по плечу. И не удивительно, что только в прошлом году произошло почти пятьдесят ЧП в нашем небе. Гибнут пассажиры и те, кто за них в ответе. Печально и обидно за некоторых наших сегодняшних авиаторов.

Несмотря на совершенство воздушных кораблей, опасность лётных происшествий сохраняется. Это может быть из-за метеоусловий, технических причин, ошибок лётного состава. Вот эти ошибки нужно стремиться свести до нуля. И этого можно добиться.

Есть авиакомпании, в которых нет авиапроисшествий. Примером тому служит Австралийская авиакомпания Qantas где не было и нет этой беды.

На работу в небо - отправляться, словно на праздник. Полёт выполнять так, чтобы на посадке, когда самолёт с замедлением катиться по бетонной полосе, салон оглашается аплодисментами благодарных пассажиров. Энергия и радость пассажиров в таком случае, передаётся вам пилоты и укрепляет ваше здоровье и дух.

Самое лучшее время для нас, лётчиков это время, проведённое в небе. Когда мы, плывём в небесах, и нашему взору открывается Земля во всём её многообразии.

Нам выпала честь олицетворять многовековую мечту людей, летать над Землёй подобно птицам. Это мы, способствуем нашим воздушным пассажирам, необычно, быстро перемещаться из одной точки земли в другую. Помимо познаний нашей красивой планеты, они испытывают при этом очарование воздушного океана, украшенного необычными облаками и другими небесными явлениями.

Это мы, живём на прекрасной планете Земля, а работаем в  Небе. В этом и заключается необычность и сказочность нашей профессии.

 

 

 

2022г Хайко Л.Д.

Haikold.ru

HaikoLD@Yandex.ru

К содержанию