О друзьях - товарищах
Друзья – товарищи
сроднились
Мы полётами,
С родным АЭРОФЛОТО, связаны
Судьбой
В наше время много различных
воздушных летательных аппаратов. На
них летают отважные, смелые люди, мастера своего дела. Это люди влюблённые в
небо, смелые, дерзновенные, получающие душевное удовлетворение, когда плывут в
воздушном океане. Но полёты для них не основное занятие. Для них эти полёты –
радость для души.
В отличие от них, лётчики
Гражданской авиации, жизнь и труд которых связан с работой в высоком небе, на
самой вершине воздушного океана, на высотах 10 – 12 км. За спинами этих небесных
тружеников в пассажирском салоне лайнера находятся
сотни человеческих душ. Как говорили, в своё время, наши наставники, все
они являются частицей нашей жизни.
И вообще, летчики особые
люди. Им дорога жизнь. Они её любят до боли. Любят безбрежное Небо и запах
Земли. Поэтому у них строгое отношение к своей жизни, от которой зависит жизнь
других людей. Их постоянно тянет в небо, чтобы земное притяжение преодолеть.
Моё поколение лётчиков
успешно выполняло полёты. Этому способствовало и то, что мы прошли школу у
авиаторов – летчиков послевоенных годов. Они знали цену человеческой жизни. Это
они первыми освоили самолёты Ил-18, Ту-104, Ан-12, поставили на крыло Ту-154. На
Ту-154 моё поколение в
основном и летало. В Шереметьево Ту-154 начал полёты в начале 1972 года.
Наши наставники научили нас
быть готовыми к любой неожиданности в воздухе. Утверждали при этом, что
,.профессионализм – главное качество лётчика, никакая автоматика на самолёте не
заменит пилота. Такому грамотному, опытному авиатору и небесные силы помогают.
Не зря они приводили слова из песни В. Высоцкого.
«Мы
летали под Богом,
У самого Рая
Мы старались, подражали им и
брали пример с них. Однако у нас случались непредсказуемые отказы техники. По
разному нас небо встречало: порой
приветливо, порой и сурово. Мы были фанатиками
своего дела, без устали трудились, гордились своим ремеслом. На работу в
небо уходили, а домой возвращались
всегда на землю. Жаль, конечно, что жизнь одна, нет другой, если была бы, то
снова работу в небе повторили.
Высоко в небе негде
спрятаться от небесной стихии. Нужно вовремя принять порой единственное
правильное решение: обойти опасность, изменить высоту, вернуться на аэродром
вылета или уйти на запасной.
Опыт наших наставников, наш
опыт, а также авиаторов сегодняшнего
времени говорит, что даже в чрезвычайной ситуации: пожар, отказ
двигателя, разрушение конструкции – при готовности
командира и членов экипажа психологически, надо
бороться до последней секунды, даже если
обстановка кажется безнадёжной. Экипаж будет победителем! Пассажиры будут
спасены и невредимы.
Судьба привела нас в Шереметьево. Для нас
было большой честью летать в международном управлении ГА. Это накладывало на нас
и огромную ответственность. Флаг на киле самолёта и надпись АЭРОФЛОТ на фюзеляже
в любой точке мира указывали, что мы
представители огромной России. Нам довелось выполнять полёты по специальному
заданию Правительства по обеспечению боевых действий, которые велись на
территориях других государств. С этой задачей мы успешно справлялись.
Везде к
нам лётчикам АЭРОФЛОТА относились уважительно и доброжелательно. Нередко
за рубежом в аэропортах, когда
мы шли на вылет, в красивой форме, рядом с нами были красавицы – бортпроводницы,
можно было услышать от пассажиров слова, сказанные с восхищением:
«Это наш экипаж, с ним мы полетим в Москву».
Мне было на кого равняться и
с кого брать пример. Это были первоклассные лётчики и руководители лётных
подразделений.
Cреди
них: Ю.Я. Гудилин, Ф.Т. Кузнецов, Б.П. Федосеев, К.Г. Овсянников, В.Д.
Передреев, Н.А. Соколов. Довелось
полетать с лётными начальниками высокого ранга: с В.Я. Потёмкиным, А.П. Дубенко,
И.Н.Героевым, П.Н. Картерьевым, М.М. Мирошниченко и другими.
Однако, в кабине все равны,
независимо от занимаемой должности. Будь это лётный инспектор, командир лётного
подразделения, рядовые члены экипажа - второй пилот, штурман, бортинженер,
бортрадист.
Это родство в небе
передалось нам и на земле после нашего ухода на пенсию. Мы словно на вылет
собираемся вместе в Шереметьево на собрание членов профсоюза лётного состава.
Большим коллективом встречаемся на
авиационные праздники и другие мероприятия. Организаторами таких встреч являются
наши пенсионеры – активисты - Е.С. Лычагин, В.И. Макаров, С.В. Левтонов.
Нам уже за восемьдесят, но
мы ещё бодры, благодаря особенностям нашей работы, мы заботились о своём
здоровье тогда и сейчас. Однако время идёт, мы стараемся не уступать старости.
Но, бессмертия никому не дал Всемогущий. Из наших рядов, один за другим,
уходят в иной мир товарищи, с которыми я много часов провёл в небе. Их нетленные
души унеслись в небеса в сторону Рая, с которым они рядом летали.
На кладбище Донского
монастыря, куда ежегодно прихожу с друзьями в День Поминовения, помянуть
лётчиков Московского аэроузла, захороненных здесь. Они трагически, мгновенно,
закончили свой жизненный путь, осваивая новые самолёты Ил-18, Ту-104, Ан-12 и
другие.
Там же, в Большом Соборе
Донской иконы Божьей матери я ставлю памятные свечи командирам, с которыми
нередко летал Ф.Т. Кузнецову, В.А. Каспарову, Ю.А. Куликову.
Поминаю и
ставлю свечи лётчикам: штурману Ф.Д. Преснякову, бортинженерам
В.Г. Бетенину, А.И. Рябоконеву и В.А. Ильину. С ними я трудился, будучи
командиром корабля. Каждый из них внёс неоценимый вклад в безопасность полётов
при отказе двигателей. В моей практике это было дважды. Первый был на взлёте, на
острове Шпицберген, второй в небе Испании. В том и другом случаях
полёты закончились благополучно. Мы прилетели в пункт назначения,
пассажиры даже не знали о случившемся и главное не испытали чувство страха и
тревоги.
С таким экипажем мне было
легко летать в сложных метеоусловиях и на сложнейшие аэродромы. Они и я понимали
друг друга без слов. Их образы и голоса остались навсегда в моей памяти.
Однако не только лётчики
стареют. Подошло время и наш легендарный, надёжный, побывавший в самых
отдалённых уголках планеты Ту-154 тоже устарел.
С 2010 года Ту-154 прекратил
полёты за рубеж. Многие лётчики, летавшие на нём – наша смена, так же ушли на
заслуженный отдых.
Отрадно то, что можно
сказать, молодые пенсионеры не забывают нас – ветеранов. По возможности, мы
встречаемся, поддерживаем связь по телефону. В дни праздников они поздравляют
нас тёплыми словами и даже стихами. И мы очень благодарны им за внимание.
Это лётчики пятой
авиаэскадрильи: А.С.Олейников Е.П. Ермолаев, А.И. Сологуб, В.И.Ивлев, С.В.
Левтонов и многие другие.
Вот такими сделало нас небо.
Оно научило заботиться о людях, доверяющим нам свои жизни и спаяло нашу дружбу
на всю жизнь.
Так уж повелось, что у
лётчиков наших такая порука, такое заветное правило есть. Летать безопасно –
большая заслуга. На пенсии сохранять
братство и дружбу ещё большая честь.
Одно из поздравительных
стихотворений.
Ах, эти даты, юбилеи.
Гостям на радость, вам в
печаль!...
Так быстро годы пролетели,
Их вспоминать уже не жаль.
Трудом, упорством став пилотом
Стремился большего достичь-
И вот, поднявшись в облака,
Глядишь на всё ты свысока.
Мы знали Вас, как ветерана и
Корифея ГВФ,
Теперь летая в разных
странах,
Увидел множество чудес:
Огни Гаваны и Калькутты
Не только с высоты снимал,
И попочки кубинских пассий
На белом пляже повидал…
Какое было наслаждение
Лягушку в
соусе поесть!
Вино, прекрасное творение,
Яйцом бараньим там заесть!
А сколько встреч различных
было!
Друзей – приятелей не счесть…
Жизнь многому тебя учила,
Как это всё надо беречь.
Не зря родился ты в рубашке-
Спасла тебя от многих бед,
Покрыла сединой кудряшки
Головушку на много лет.
Теперь в расцвете и во славе
Встречаешь жизненный рубеж,
И хочется ещё немножко,
Слетать за «этот зарубеж».
2025г. Хайко Л.Д.
Haikold.ru