Форма одежды формирует образ принадлежности
Как всегда в
последнюю субботу сентября, а именно 30 числа 2023 года, лётный состав
Московского Аэроузла собирается на кладбище Донского монастыря. В этот день мы
поминаем наших коллег по небу. Одни погибли при освоении новой техники, в
суровых условиях Арктики, Антарктиды, другие, покинули нас, когда пришло время.
Многие из них похоронены на этом кладбище. Вспоминаем и тех, кто похоронен на
всех погостах России.
Многие
из нас – лётчиков в этот день приходят в лётной форме. На этот раз в форме
Гражданской авиации были в основном организаторы этого поминального дня. Но
одеты они были в форму нового образца.
Мне что – то подсказало, что сегодня, у могил
авиаторов нужно быть в форме, которую они носили многие годы. И я пришёл в ней.
В этой форме нас – Российских лётчиков узнавали в нашей
стране и во всех уголках мира. Такую единую форму носили лётчики самой большой
авиакомпании мира – АЭРОФЛОТА. Это была форма одинаковая по крою, синего цвета,
единая для всех работников аэрофлота.
Форма
ГА унаследовала традиции
тридцатых годов прошлого века. Тот же цвет, крой и
те же знаки различия должностей, которые были на рукавах. Это нашивки из золотой
или серебряной мишурной тесьмы и назывались они галуны. Выше галунов, были
вышиты золотой нитью крылья, как символ самолёта.
В
семидесятых годах вместо нашивок на рукавах появились погоны. На них так же
были галуны. Они отражали определённую категорию –
должность лётного состава: пилотов, командиров, штурманов, бортинженеров
и лиц командного состава
вплоть до высших должностей и Министра ГА.
Цвет неба, будто отражался в нашей синей форме.
Нагрудные знаки так же отражали профессию. Крылья золотого цвета, в центре на
голубом фоне в золотом венке самолёт для лётчиков, ниже
самолёта класс 1.2…. Для штурманов, бортинженеров,
радистов эмблемы соответственно их профессии.
Спрашивается, почему я пишу об этом? Просто произошла
неожиданная встреча с интересным человеком.
Я стоял на паперти, у церкви поджидая своих товарищей из
Шереметьево. Площадь у храма быстро заполнялась. Подходили организованно
авиаторы из Внукова, Домодедова, Шереметьево. Здесь были авиаторы с жёнами,
детьми и просто неравнодушные москвичи.
В своей форме, ещё Советского времени, я выделялся среди
других. Ко мне подходили незнакомые авиаторы, коллеги, здоровались, уточняли из
какого я аэропорта. Неожиданно, прихрамывая с палочкой, подошёл человек, на вид
старше меня, поздоровался и спросил: - Можно я постою рядом с вами и поглажу
вашу форму. Она мне очень дорога, вы этой формой вернули меня на 30 лет назад.
И он
рассказал мне, что ему 93 года, зовут Николай Иванович, из Внуково. Летал на
По-2, Ил-14, Ил-18 и Ту-154, живёт в городке авиаторов. « В мои годы я и многие
мои товарищи каждый день
на службу и вне её 40 лет носили эту любимую форму»,
отметил
он. И продолжал: - Смотрю на вас и ощущаю
себя снова в строю, рядом с моими товарищами
пилотами, штурманами и бортинженерами. Все мы тогда были одна семья. Сегодня,
уже редко вижу людей в форме лётчиков, а если вижу, то они в другой, новой,
чёрного цвета. Эмблемы и знаки отличия другие. Явно скопированы с зарубежных
авиакомпаний, Каждая авиакомпания, а их сегодня много в нашей стране, имеет свою
форму, не всегда привлекательную, да и чужую.
Он с
грустью, тяжело вздохнул, проговорил: Извините, что я поделился с вами
своими
грустными мыслями.
Мы пожелали друг другу здоровья, пожали руки и разошлись
каждый к своим товарищам.
Мне
стало понятно как дорого моему старшему коллеге то время, то время, когда мы
работали в огромной, единой авиакомпании -
АЭРОФЛОТ.
Так, я сегодня, неожиданно, в общении с Николаем Ивановичем
оказался в недалёком прошлом. Поэтому наверно и сам храню этот костюм более 30
лет, а не другой, чёрный, нового образца. Форма остаётся частью моей жизни.
Во все
времена, в нашей стране военные и чиновники, люди разных ведомств, где была
положена форма, носили и гордились ею. На все
торжества, праздники и будни, конечно на службу
являлись, одеты строго по форме, с честью носили её.
В
молодости, в 60 годы, я работал в Бугурусланском лётном училище ГА. В то время
форменная одежда у нас была повседневной.
Бугуруслан
небольшой город и там всегда можно было увидеть лётчиков в форме, или в лётной
куртке. Форма дисциплинировала
и украшала нас. Горожане всегда уважительно и
благожелательно относились к нам.
В праздничные майские дни мы стройными колонами с курсантами
лётного училища в форме ГА торжественным маршем проходили по главной улице
города. Это создавало особенное, приподнятое настроение горожанам, да и нам.
А разве можно забыть, как мы встречали Новый год! Всё
командование во главе с начальником училища С.В. Флоринским, лётчики, техники,
преподаватели все в форме собирались в клубе училища на улице Ленинградской 9.
Тогда оно было в городе.
Особенно торжественно, встреча Нового года
проходила в старом, деревянном театре имени
Н.В.Гоголя арендованном для праздника.
В
приподнятом настроении мы шли в здание театра, где
ждали
накрытые столы, концерт, а музыкальные номера чередовались с поздравлениями.
Была прекрасная новогодняя атмосфера в духе «огоньков» Советской эпохи. А
вершиной вечера были танцы.
Авиаторы, все подтянутые, с великолепной выправкой, в форме, придающей им вид
торжественности, приглашали дам
в нарядных платьях, радостных и возвышенных. Под
звуки чарующего вальса пары кружились по залу, вызывая восхищённые взгляды и
одобрения всех присутствующих.
Да и
нам самим эти танцы доставляли огромное удовольствие. Они ассоциировались у нас
с пилотированием самолёта, выполнением фигур высшего пилотажа на Як-18. Та же
плавность и скоординированность движений. И в этих танцах и общении
формировалась та духовная близость, при которой мы всегда были уверенны, что нас
всегда любят и ждут на земле. И это придавало нам силы для преодоления любых
трудностей в воздухе.
Праздничная атмосфера этих вечеров осталась в памяти
и по сей день.
И сейчас на пенсии, словно фотографии в альбоме, я храню свой
форменный костюм и головной убор. Для меня это память о годах работы в небе и
друзьях товарищах.
Работая
в Международном отряде,
летая
на
самолётах Ил-18, Ту-154 во все части света, мы были посланцы нашей Родины.
Наши
самолёты имели раскраску серебряно небесного
цвета.
Можно сказать единую «форменную одежду». На наших крыльях мы с честью и
гордостью несли ФЛАГ нашей страны на киле ОТЕЧЕСТВЕННЫХ самолётов и надписью на
фюзеляже АЭРОФЛОТ.
2023г. Хайко Л.Д.
Haikold.ru