К содержанию

Форма одежды формирует образ принадлежности

к профессии

horizontal rule

 

Как всегда в последнюю субботу сентября, а именно 30 числа 2023 года, лётный состав Московского Аэроузла собирается на кладбище Донского монастыря. В этот день мы поминаем наших коллег по небу. Одни погибли при освоении новой техники, в суровых условиях Арктики, Антарктиды, другие, покинули нас, когда пришло время. Многие из них похоронены на этом кладбище. Вспоминаем и тех, кто похоронен на всех погостах России.

Многие из нас – лётчиков в этот день приходят в лётной форме. На этот раз в форме Гражданской авиации были в основном организаторы этого поминального дня. Но одеты они были в форму нового образца.  Мне что – то подсказало, что сегодня, у могил авиаторов нужно быть в форме, которую они носили многие годы. И я пришёл в ней.

В этой форме нас – Российских лётчиков узнавали в нашей стране и во всех уголках мира. Такую единую форму носили лётчики самой большой авиакомпании мира – АЭРОФЛОТА. Это была форма одинаковая по крою, синего цвета, единая для всех работников аэрофлота.

Форма ГА унаследовала традиции  тридцатых годов прошлого века. Тот же цвет, крой и те же знаки различия должностей, которые были на рукавах. Это нашивки из золотой или серебряной мишурной тесьмы и назывались они галуны. Выше галунов, были вышиты золотой нитью крылья, как символ самолёта.

В семидесятых годах вместо нашивок на рукавах появились погоны. На них так же  были галуны. Они отражали определённую категорию – должность лётного состава: пилотов, командиров, штурманов, бортинженеров  и лиц командного состава  вплоть до высших должностей и Министра ГА.

Цвет неба, будто отражался в нашей синей форме.

Нагрудные знаки так же отражали профессию. Крылья золотого цвета, в центре на голубом фоне в золотом венке самолёт для лётчиков, ниже  самолёта класс 1.2…. Для штурманов, бортинженеров, радистов эмблемы соответственно их профессии.

Спрашивается, почему я пишу об этом? Просто произошла неожиданная встреча с интересным человеком.

Я стоял на паперти, у церкви поджидая своих товарищей из Шереметьево. Площадь у храма быстро заполнялась. Подходили организованно авиаторы из Внукова, Домодедова, Шереметьево. Здесь были авиаторы с жёнами, детьми и просто неравнодушные москвичи.

В своей форме, ещё Советского времени, я выделялся среди других. Ко мне подходили незнакомые авиаторы, коллеги, здоровались, уточняли из какого я аэропорта. Неожиданно, прихрамывая с палочкой, подошёл человек, на вид старше меня, поздоровался и спросил: - Можно я постою рядом с вами и поглажу вашу форму. Она мне очень дорога, вы этой формой вернули меня на 30 лет назад.

И он рассказал мне, что ему 93 года, зовут Николай Иванович, из Внуково. Летал на По-2, Ил-14, Ил-18 и Ту-154, живёт в городке авиаторов. « В мои годы я и многие мои товарищи каждый день  на службу и вне её 40 лет носили эту любимую форму»,  отметил он. И продолжал: - Смотрю на вас и ощущаю   себя снова в строю, рядом с моими товарищами пилотами, штурманами и бортинженерами. Все мы тогда были одна семья. Сегодня, уже редко вижу людей в форме лётчиков, а если вижу, то они в другой, новой, чёрного цвета. Эмблемы и знаки отличия другие. Явно скопированы с зарубежных авиакомпаний, Каждая авиакомпания, а их сегодня много в нашей стране, имеет свою форму, не всегда привлекательную, да и чужую.

Он с грустью, тяжело вздохнул, проговорил: Извините, что я поделился с вами  своими грустными мыслями.

Мы пожелали друг другу здоровья, пожали руки и разошлись каждый к своим товарищам.

Мне стало понятно как дорого моему старшему коллеге то время, то время, когда мы работали в огромной, единой авиакомпании -  АЭРОФЛОТ.

Так, я сегодня, неожиданно, в общении с Николаем Ивановичем оказался в недалёком прошлом. Поэтому наверно и сам храню этот костюм более 30 лет, а не другой, чёрный, нового образца. Форма остаётся частью моей жизни.

Во все времена, в нашей стране военные и чиновники, люди разных ведомств, где была положена форма, носили и гордились ею. На все  торжества, праздники и будни, конечно на службу являлись, одеты строго по форме, с честью носили её.

В молодости, в 60 годы, я работал в Бугурусланском лётном училище ГА. В то время форменная одежда у нас была повседневной.  Бугуруслан небольшой город и там всегда можно было увидеть лётчиков в форме, или в лётной куртке. Форма дисциплинировала  и украшала нас. Горожане всегда уважительно и благожелательно относились к нам.

В праздничные майские дни мы стройными колонами с курсантами лётного училища в форме ГА торжественным маршем проходили по главной улице города. Это создавало особенное, приподнятое настроение горожанам, да и нам.

А разве можно забыть, как мы встречали Новый год! Всё командование во главе с начальником училища С.В. Флоринским, лётчики, техники, преподаватели все в форме собирались в клубе училища на улице Ленинградской 9. Тогда оно было в городе.

Особенно торжественно, встреча Нового года   проходила в старом, деревянном театре имени Н.В.Гоголя арендованном для праздника.

В приподнятом настроении мы шли в здание театра, где  ждали накрытые столы, концерт, а музыкальные номера чередовались с поздравлениями. Была прекрасная новогодняя атмосфера в духе «огоньков» Советской эпохи. А вершиной вечера были танцы.

Авиаторы, все подтянутые, с великолепной выправкой, в форме, придающей им вид торжественности, приглашали дам  в нарядных платьях, радостных и возвышенных. Под звуки чарующего вальса пары кружились по залу, вызывая восхищённые взгляды и одобрения всех присутствующих.

Да и нам самим эти танцы доставляли огромное удовольствие. Они ассоциировались у нас с пилотированием самолёта, выполнением фигур высшего пилотажа на Як-18. Та же плавность и скоординированность движений. И в этих танцах и общении формировалась та духовная близость, при которой мы всегда были уверенны, что нас всегда любят и ждут на земле. И это придавало нам силы для преодоления любых трудностей в воздухе.  Праздничная атмосфера этих вечеров осталась в памяти и по сей день.

И сейчас на пенсии, словно фотографии в альбоме, я храню свой форменный костюм и головной убор. Для меня это память о годах работы в небе и друзьях товарищах.

Работая в Международном отряде,  летая  на самолётах Ил-18, Ту-154 во все части света, мы были посланцы нашей Родины.

Наши самолёты имели раскраску серебряно небесного  цвета. Можно сказать единую «форменную одежду». На наших крыльях мы с честью и гордостью несли ФЛАГ нашей страны на киле ОТЕЧЕСТВЕННЫХ самолётов и надписью на фюзеляже АЭРОФЛОТ.

 

 

2023г Хайко Л.Д.

Haikold.ru

HaikoLD@Yandex.ru

К содержанию