К содержанию

Чудеса в небе и на земле

horizontal rule

 

Не важно, во что верит человек,

Главное, чтобы верил.

                                      Неизвестный автор.

                                                                                  

 

 

Особенностью профессии лётчика является то, что она сопряжена со многими непредвиденными опасностями. Нередко они бывают на грани жизни.  За многие годы полётов каждый из нас – лётчиков, встречался с ними, находил правильные решения и сохранял жизнь пассажирам  и свою. Этому способствовало знания, опыт и ещё непонятные, возможно Небесные силы. Были такие моменты, когда в сложнейшей ситуации, тебе будто  кто–то помогает найти правильные решения. Во время управления самолётом, твои действия опережали мысли.

Это подтверждает выводы известного и загадочного учёного современной эпохи Никола Тесла (1856-1943гг).  Он отмечал- «Мозг приёмное устройство. Что человеческое существо есть самодвижущий автомат управляемый внешним воздействием. Даже если его действия кажутся результатом волевого обдуманного решения, управление ими исходит не из нутрии, а извне».

Другие учёные, психологи, да и многие люди считают, что в трудную минуту им помогали Высшие силы, обращение к Богу. Когда в безвыходной ситуации, в момент опасности им была помощь оказана сверху.

Ф.М. Достоевский (1821-1881гг) величайший знаток человеческих душ, утверждал о наличии Бога. Когда болезнь накатывала на него, он рассказывал: - «Что небо само низошло на Землю и помогает мне. Я реально постиг Бога и проникся им. Да, есть Бог!».

В некоторых ситуациях мы начинаем осознавать, что есть Бог, его безграничная сила, что мы его частица. Вольно или невольно в трудную минуту человек обращается к Богу, говоря привычное нам, словосочетание, «Дай Бог».

 

Небо – огромный Воздушный океан нашей планеты – Земля. Это наиболее сложная среда, где трудятся люди, летая нам на различных летательных аппаратах. Оно бывает тихое, спокойное, в другой раз расплескает воздушные волны, бурлит, швыряет воздушное судно словно щепку. Порой оно ласковое, спокойное несёт свой воздушный поток со скоростью сто и более километров, как правило, с запада на восток.

Однако в этом прекрасном небе таяться  много опасностей, порой оно подстерегает тех, кто покинул Землю. Ибо жизнь наша состоит из случайностей, нам неизвестно, что и когда случится в Небе, да и на Земле.

Порой в небе складывается безвыходная ситуация когда ни умение, ни высокий класс и даже небесные силы не могут помочь.

Особенно опасная зона, это момент взлёта, малые высоты, заход на посадку и посадка, а так же пожар, разрушение конструкции и разгерметизация самолёта на большой высоте.

Все мы знаем о трагедии на самолёте БЕ-200 в Турции 14.08.2021, при заходе на посадку. Самолётом управлял, опытнейший лётчик, Е. Кузнецов погибли восемь человек.

Другой случай 17.07.2021, на самолёте ИЛ-112 пилотировал лётчик-испытатель, герой России Н. Кудимов. Произошел пожар двигателя на малой высоте. Погибли три человека.

Да, у них сложилась безвыходная ситуация и они не смогли, да и невозможно было из неё выйти.

Несмотря на современную технику, которой управляют профессионалы, небо продолжает забирать самое дорогое – самого человека. Поэтому с небом всегда нужно быть на ВЫ.

Они как обычно улетали, но в небе их встретила беда. Они не знали, улетая, что улетают навсегда.

Эти люди погибли, испытывая новую технику и её возможности. Погибли во имя прогресса в авиации. Эти герои поднялись высоко к звёздам и остались там навсегда. И мы авиаторы поминаем, тех, кто безвременно ушел, выполняя свой долг ради нас, отлетавших, и тех, кто ныне за штурвалом кораблей.

 

Очень горько сознавать о трагедиях в последнее время на самолётах Ан-26  и  Л-410. Их не должно быть, а они случились. Самолёты  эти двухмоторные. При отказе двигателя на любом этапе полёта можно продолжать и благополучно завершить полёт.

Причины катастроф на этих самолётах могут быть разные. Это перегрузка самолёта,  отсутствие опыта действовать в сложной обстановке. Упрощенный подход к полётам. Невзирая сколько лет лётчик летает, к каждому полёту нужно готовиться, словно он первый. Как уже говорилось небо, есть небо.    Нарушена кропотливая подготовка лётчиков в учебных заведениях как это было в Советское время. Слабый инструкторский состав. Оптимизация коснулась и авиации, но это отдельная тема.

И, тем не менее, на сегодняшний день авиационный транспорт является самым надёжным. Хочется отметить ещё и то, что не всё зависит от командира воздушного судна, ибо он один на один с бедой в воздухе. И ему приходится отвечать за допущенные ошибки многих людей, принимавших участие к созданию самолёта и его подготовке к полёту.

Командир воздушного судна и его экипаж должны много знать и понимать, что стоит за каждой цифрой и словом в Руководстве по лётной эксплуатации самолёта. Уметь действовать в различных ситуациях. Отправляясь в полёт быть уверенным, что вернёшься живым и невредимым сам, и те, кто за твоей спиной.

 

Однако поговорим о чудесах в небе, а они случались, и не раз. Лётчики во все времена проявляли мужество и отвагу в самых необычных ситуациях. Они сами и окружающие их люди в таких случаях называли это Чудом. И это так, разве не назовешь Чудом, когда командир корабля Ту-124 в критической ситуации, сажает самолёт на Неву в Ленинграде. В Америке Боинг садится на Гудзон  и при этом в том и другом случае на борту все живы и невредимы.

За многие годы лётной работы автору этих строк пришлось испытать несколько опасных инцидентов. Были отказы двигателя, попадание в грозовые облака на Экваторе с разрушением носовой части самолёта. Шаровая молния попадала в кабину. Опасный случай был ещё на самолёте Ил-18, когда в доли секунды, на снижении, удалось отвернуть от встречного самолёта, а именно от Ан-24.

Все эти и другие опасные моменты в небе были  закономерны и ожидаемые. Полёт заканчивался благополучно, пассажиры даже не замечали этого. Страха при этом я не испытывал.

Нужно сказать, что люди опасных профессий, а именно лётчики, страха не испытывают. Ибо он, как известно, парализует разум человека. Лётчики ещё при поступлении в лётное училище проходит особый психологический отбор. Да и сама специфика деятельности лётчика вырабатывает бесстрашие. Страх у нас проявляется в виде напряжения, волнения. Например, при заходе на посадку на острове Шпицберген в облаках, по ущелью, или  в горах Непала, испытываешь повышенное напряжение. Но при этом чётко работает сознание и все действия осознаны.

 

А вот случай, в 1990 году в небе Чехословакии на самолёте Ту-154М  остался в памяти на всю жизнь. В последующие одиннадцать лет моей лётной работы я его вычеркнул из памяти, чтобы спокойно продолжать летать. Так как при воспоминании, той жуткой картины, невольно проявлялся  неприсущий мне страх.

Пожар на высоте десять тысяч метров из багажных отсеков проникает в пассажирский салон (пассажиры отсутствовали). Ни звуковая, ни световая сигнализация не сработала. Драгоценные минуты были потеряны. Пилотская кабина заполняется чёрным дымом. Снижаемся в облаках, приборов не видно. Ориентируемся  по звуковым сигналам, предельная скорость, опасные крены, и спасительный сигнал, опасное сближение с землёй. Последний сигнал подсказал, что нужно выводить самолёт из снижения. А вокруг облака, кабина заполнена чёрным дымом.

 

В этом полёте я выполнял роль пилота-инструктора. Хочется отметить то, что принятие решений, мои действия вроде были   не от моего сознания, а извне. Было отключено волнение, тревога за жизнь. Чувствовал себя, вроде я на тренажёре. Хладнокровно давал указания что делать, выполнял операции, которые не успел сделать командир. Пришлось успокаивать бортпроводника. Отдал ему свой аварийный баллон с кислородом, надел маску, усадил и пристегнул его ремнями. Открыл левую форточку и дал указание второму пилоту открыть правую.

Воздушный поток врывался в кабину, уносил часть дыма,  мы после выхода из облаков, наконец, увидели землю. (На моё спокойствие при всём этом, возможно сказался ценнейший многолетний опыт работы пилотом - инструктором в Бугурусланском лётном училище ГА. )

Я находился за креслом командира, не занял  рядом кресло и не воспользовался привязными ремнями.  «Приземление», встреча с препятствием, самолёт разрушается на части. Кабина с остатками фюзеляжа делает три оборота. Покидаем кабину через левую форточку, она оказалась у самой земли. Самолёта нет, а мы можно сказать, невредимы, все на ногах. Это было жуткое зрелище, видеть, что осталось от самолёта. Как мы были благодарны конструктору в этот момент за крепкую кабину. Всё разрушилось, а она целая, только огонь пробрался и к ней.

У меня ещё хватило сил давать указания пожарникам, что тушить в первую очередь, а именно хвостовую часть, там «чёрный ящик». Отправил  в ближайшую больницу командира, второго пилота и бортпроводника. Меня с бортинженером  позже заберут военные медики нашего госпиталя.

Как они отметили, всё напряжение, истраченные силы и энергия проявилось на наших лицах. Они и приводили нас в нормальное состояние.

На этот раз небо пощадило нас и не забрало свою дань. Мы были живы, и можно сказать невредимы.

Эта авария научила нас тому, что лётчику надо уметь держать себя в руках, даже тогда когда кажется, нет никакого выхода.

Всё что осталось от самолёта, было жутким зрелищем. Члены Госкомиссии со стороны Чехословакии и нашей страны, расследовавшие это происшествие, не могли понять, как мы могли остаться в живых.

Жители деревни, рядом с которой произошло это необычное «приземление» самолёта, утверждали: - Бог спас вас, Господь уберёг наши дома, и костёл, перед которыми вы оказались в сотне метров.

Уже на пенсии, спустя много лет я не могу объяснить себе, какие силы помогли нам остаться живыми и невредимыми. Касание земли на скорости 280-300 км/час, встреча с препятствием, разрушение самолёта, кабина с остатками фюзеляжа делает три оборота. Меня, словно мячик, бросало по кабине и не одной царапины, ушиба, синяка.

Память запечатлела всё, что происходило с нами. По прибытию в госпиталь, по телефону доложил о деталях происшествия в Шереметьево. Затем отвечал на вопросы врачей, прошел всевозможные обследования на предмет обнаружения скрытых ран и психического состояния.

И ещё одна деталь удивила меня и моих товарищей. Когда убедившись, что взрыва не будет, мы вернулись к кабине. Я  посмотрел в форточку, через которую мы выбирались. Внутри уже всё горело. У самого края форточки лежал мой бумажник с документами: паспортом, пилотским свидетельством и попуском. Рядом лежали ключи от квартиры. Как они вылетели из разных карманов непонятно. Бортинженер резонно заметил тогда: - Летать тебе командир и летать. Так оно и вышло.

У остальных, вся верхняя одежда, как и моя, сгорела. Сгорели и их документы...К сожалению, сгорел и  мой портфель, в котором была толстая тетрадь с многолетними путевыми заметками.

 

Анализируя этот случай, позже другие опаснее моменты в моей лётной практике я невольно вспоминаю  рассказ ныне покойной мамы – Анны Ефимовны. Ещё  впервые годы моей лётной деятельности, она рассказала про обряд моего крещения.

- В 1939 году, да и в последующие годы крещение детей властями не поощрялось. Отец наш Дмитрий Александрович к тому же был атеист. Крестили тебя , тайно. В роли крёстной матери была моя сестра Фёкла Ефимовна, а  крёстным отцом должен был стать один из наших родственников. Но он не явился в церковь, опасаясь властей. И я обратилась к священнику. Он согласился стать твоим духовным отцом. Крещение состоялось, так ты стал крещёный.

После совершения священного обряда, продолжала рассказ мама, священник сказал: - Этот отрок родился в день святого Мученика Леонида и наречён его именем – Леонид. Отныне он будет под его покровительством и небесной защитой в его небесной службе.

Я посчитала,  что среди наших родственников, в твоём лице будет священник. Пророческие слова священника деревенской церкви оказались верными, в части служения небу. Но служишь ты не церкви, а в небе. У тебя будет всё хорошо, ты под небесной защитой, к тому же я всегда молюсь за тебя.

К маминому рассказу тогда, я отнесся легкомысленно,  Заявил ей, мне всегда везёт, полёты заканчиваются благополучно, да и в небе безопаснее, чем на земле. Зная, что она верующая, переубеждать её было бесполезно.

Только после необычного, необъяснимого, счастливого случая в небе Чехословакии я  осознал её слова сказанные ей священником. В последующие годы я так же благополучно выходил из нештатных ситуаций. Пролетал до 63 лет.

Анализируя многие происшествия, я пришел к выводу, что случай с пожаром в небе стал очередным Чудом в авиации.

Это происшествие подробно описано в моих предыдущих рассказах. Вернуться к нему меня заставило необычное событие уже на земле.

 -------------------

Лётчики моего поколения давно на пенсии. Наши полёты остались с нами навсегда. Мы постоянно обращаем свои взоры к небу. И это не удивительно, так как мы пропитаны небом. Лётчик Гражданской авиации в среднем два, два с половиной года проводит в небесах, это часть его прожитых лет. Там ближе к Вселенной, земное притяжение меньше, да и время какбы замедляет свой ход. Поэтому мы дольше остаёмся молодыми хотя бы душой.

Авиаторы особенные люди. Не всякий, далеко не всякий, может стать лётчиком, подружиться с небом и не стать его заложником.

Это мы лётчики, самые надёжные и желанные мужья. И мы, женимся тоже необычно. Увидел её, словно сошедшую с неба, влюбился и женился. И для нас она стала самой желанной и прекрасной на свете.

Это мы лётчики, возвращаясь, домой, приносим с собой необычный запах неба, аэродрома, свежести и праздник.

В тоже время, это мы лётчики, обрекаем наших жен особым волнением за нас. Они,  милые нашему сердцу, осознавшие нашу работу в небе, изо дня в день, многие годы, всегда с молитвой трепетно ждут нашего возвращения на землю, домой.

Мы радуемся за пилотов, успешно продолжающих наше дело. Переживаем за аварии и трагедии, как в Гражданской, так и Военной авиации. Анализируем их и пытаемся понять, почему они произошли.

Особую боль и тревогу вызывает уход наших товарищей, пилотов международников из жизни. Они пролетали по 30, 40 лет, освоили несколько типов самолётов, летали на саамы сложные аэродромы планеты и горячие точки. А вот покорить COVID – 19 не смогли. Он их вырвал из жизни.

Но жизнь продолжается. В меру наших сил мы трудимся дома и на даче. Помогаем друг другу, словом и делом.

Летом я, как и мои друзья, много времени провожу на даче. Находится она в районе города Покров. Из Москвы выезжаю рано утром в три, четыре часа. В это время в городе небольшое движение. За городом машины нескончаемым потоком едут в Москву, несмотря на ранние часы. Это большегрузные фуры, газели, да и малые автомобили. Они везут различные товары, продовольствие в многомиллионный город. К обеду они поедут обратно. Поэтому дорога в моём направлении, в эти утренние часы, не загружена, да и не опасна.

Управлять машиной ночью, рано утром мы привычны, летали в любое время суток. Мой водительский стаж более сорока лет. В аварии не попадал. Опасные моменты на дорогах, конечно, были, но не по моей вине.

Вот так в один из сентябрьских дней я ехал отдохнуть вдали от города в тишине, в окружении сплошного леса. Где много ягод и грибов, да и яблоки созрели, наступила пора их собрать.

Проехал город Покров, ещё пять километров, повернуть налево, 600 метров по лесной дороге и наши домики. Раньше прерывистая полоса, разделяющая встречное движение позволяла сделать это. Теперь Горьковское шоссе капитально отремонтировано. Для безопасности от встречного движения установили крепкие металлические отбойники. Придётся ехать ещё шесть километров, туда, где обустроена отдельная полоса для разворота на 180 градусов. Но это не проблема, дорога прекрасная, скоростная.

Еду, радуюсь окружающей природой. Слева и справа сплошной лес, основное украшение Земли. Осень уже многим деревьям придала особую красоту, позолотила их. Лес разнообразен, здесь чередуются берёзы, сосны и ольха, это уже Владимирская Земля.

Придорожные огни, освещающие дорогу, выключены. Наступило утро. Звёзды погасли. Показалось Солнце, всё посветлело. Над головой было чистое, словно умытое небо.

Начался новый, очередной день моей жизни. Еду радуюсь, невольно приходит мысль: как прекрасен мир, как прекрасна жизнь. Ехать осталось недолго.

Видимость отличная, движение в мою сторону небольшое. Далеко впереди грузовик, в зеркале, сзади, вижу быстро приближающий автомобиль. Он стремительно обходит меня. Куда так спешит? Размышляю, у меня 80 километров, а у него явно на много больше сотни. Так  и до аварии недолго. Осуждающим взглядом провожаю его. Он уже далеко укатил от меня и вдруг, что это? Там где только что видел лихача, появилось большое животное. Да, это ведь лось!

Разделительный металлический отбойник не позволяет ему перебежать дорогу. Но он не уходит обратно,  идёт, а может, бежит в мою сторону. Да, не зря вдоль дороги в этих местах установленные придорожные знаки «Осторожно лоси!», подумал я. Включаю сигнал поворота,  торможу и начинаю уходить вправо на обочину, чтобы остановиться и переждать. Что у него на уме неведомо. Знаю о том, что даже на Московской кольцевой дороге бывают тяжёлые аварии при наезде на выбегающих на дорогу лосей. Я уже на обочине, ещё не успеваю остановить свой Solaris, слышу удар, скрежет металла. Этот сильный шум отвлекает меня от сохатого.

Вижу впереди, в десятках метров от меня огромная машина и металлические конструкции перегородили мою дорогу. Лося я уже не видел, не до него было.

Ехавший за мной джип, увидев, что я внезапно ухожу вправо, начал притормаживать, а затем, заметив препятствие, как он говорит, начал активно тормозить. Обошел меня, выехал на обочину, не удержался на ней и улетел в придорожные камыши. К счастью не перевернулся, отделался испугом.

Оказалось, у встречной фуры разрушилось переднее левое колесо. От резкого торможения её бросило влево, а ехала она в первом ряду. Её кабина и часть прицепа оказались на моей стороне, а оторванные крепкие листы отбойника  перегородили часть второй полосы.

Вот такая неожиданная угроза, для жизни, случилась уже на земле. Но как говорится, беда обошла меня стороной.

 

На свою лесную фазенду прибыл я с задержкой. Это вызвало волнение дочери Наташи и её мужа Валерия. Так как проезжая город Покров, позвонил им, сказав, что через 15 минут прибуду.

А тебя всё нет и нет, начали переживать, думали, машина сломалась, с волнением встретили они меня.

Рассказал им про автомобильную аварию недалеко от наших дач. О том, что выбежавший на дорогу лось, не стал угрозой для меня, а наоборот, моим спасителем. И я избежал лобового  столкновения с встречным автомобилем, оказавшим  на моём пути.

 

-Папа не переживай, слава Богу, всё обошлось хорошо! Раздевайся, сейчас перекусим и отметим, этот счастливый уход от беды сказала  Наташа мне.

Видя, что я ещё под впечатлением от происшедшего, начала отвлекать меня посторонним разговором. – Ты уже утеплился, надел жилет ведь ещё тепло, не рано ли?

Да Наташа, это тот самый жилет, который связала моя мама  и прислала его мне со словами, - Пусть он согревает тебя в небе. А ты, если помнишь, вышила на нем серебряной ниткой SOVIET AIRLINES (Советские авиалинии) и сказала, - Теперь он подойдет к твоей форме. Вот посмотри, узнаешь свою работу, всё сохранилось.

К слову ребята, скажу вам, это единственная вещь, которая осталась после пожара в небе Чехословакии. Тогда вся верхняя одежда сгорела в кабине. Брюки были порваны, рубашку взяли на химический анализ, она была чёрная от дыма. Остался только один жилет, он был очищен от копоти и пролежал тридцать лет. В тот полёт его я одел в первый раз, а сегодня он второй раз на моих плечах.

- Может он такой счастливый потому, что бабушкой заговорённый, заметила дочь. Нет, Наташа, как говорила моя мама, когда я только начал летать – Ты сынок, находишься под небесной защитой, так сказал священник крестивший тебя.

И я поведал им, как проходил обряд крещения. Так что, Наташа наверно это так и есть, я под небесной защитой. Любил я небо, оно любило меня, за многие годы полётов я всегда благополучно выходил из самых сложных ситуаций, каким - то чудесным образом. И я поверил, что бывают чудеса. Как говорил известный учёный Альберт Эйнштейн:

 

«Есть только два способа прожить жизнь.

 Первый – будто чудес не существует.

 Второй  - будто кругом одни чудеса».

 

И на этот раз, я был защищён небесными силами, пославшими лося уберечь меня.  Произошло очередное Чудо, Но уже на Земле.

 

 

2021г Хайко Л.Д.

Haikold.ru

HaikoLD@Yandex.ru

К содержанию